Стеснительность определяется в словарях как эмоциональное качество личности, состоящее в непроизвольном испытании неудобств при общении и самовыражении.
Возникает состояние, при котором что-то неясное внутри ограничивает человеческую свободу. Стеснительность родственна застенчивости, ее часто по ошибке путают со скромностью.
Стеснительность стоит в одном ряду с неуверенностью и является серьезным препятствием для танцора. Стеснительные танцоры чаще сбиваются в композициях, реже блистают на паркете, а выступая, испытывают не удовольствие, а стресс.
Почему возникает стеснение.
Далеко не всем привычна обстановка выступлений и танцев на публике, когда множество незнакомых людей пристально смотрят на вас. Вы выходите на площадку, зрители превращаются в одну большую шумящую и колыхающуюся массу, двигаться еще не начали, а сердце уже стучит как после пробежки, ноги становятся ватными, а руки - зажатыми, и между делом вы отмечаете, что у вашего партнера тоже не все в порядке: у него заметно расширяются зрачки и потеют ладошки. Дело в том, что вы сразу ожидаете негативной реакции на свое выступление, потому появляется волнение и желание провалиться сквозь паркет или хотя бы побыстрее сбежать с него.
Да, волнение неизбежно для выступающих. Но посмотрите на профессиональных танцоров: насколько они раскованы и уверены в себе, а ведь они тоже волнуются! Но это волнение не сковывает, а приятно будоражит их: выброс адреналина в кровь тонизирует, помогает им наполнить танец мощной энергетикой и получить настоящий кайф от исполнения танца и взаимодействия со зрителями. Поэтому, чтобы побороть стеснение на паркете, следует помнить 2 основные вещи:
ВОЛНОВАТЬСЯ ПРИ ВЫСТУПЛЕНИИ - ЕСТЕСТВЕННО
Страх публичных выступлений стоит на втором месте после страха смерти. Не нужно отчаиваться и излишне укорять себя за стеснительность, пытаться мигом избавиться от нее. Отнестись к данной проблеме спокойнее вам поможет осознание следующего факта:
У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ
На выступлении вам кажется, что вы находитесь под увеличительным стеклом, что все ваши недостатки (как реальные, так и надуманные вами же) видны всем и каждому, а если вы вдруг собьетесь в композиции – танец будет загублен. На самом деле все обстоит несколько иначе. Если после ошибки вы не схватитесь за голову и не ретируетесь с паркета, то ее, вероятнее всего, не заметит никто, кроме вашего тренера, который знает последовательность фигур в композиции, а если постараетесь скрыть оплошность, сделав вид, что так и было задумано, то ошибка не будет считаться за таковую.
Стеснительность часто связана с наличием мнительности и заниженной самооценкой. Чтобы избавиться от них, попробуйте поработать над собой следующим образом:
- Следите за своим внешним видом.
- Аккуратная прическа, приятный запах, правильно подобранная чистая одежда поможет вам лучше и комфортнее чувствовать себя на тренировках. К выступлениям стоит готовиться более тщательно, шикарный костюм или платье значительно придадут вам уверенности. Важно, чтобы выбранная для выступлений одежда хорошо сидела. Расходящаяся на животе рубашка или слишком узкое платье, ползущее на уши, сделают вас скованными и зажатыми.
- Больше тренируйтесь. Нарабатывайте технику. Улучшайте свою выносливость. Едва ли вы почувствуете себя на паркете уверенно при отсутствии регулярных тренировок, когда мышцы теряют тонус, а связки забываются.
- Чаще участвуйте в выступлениях. Для спокойных и успешных выступлений также нужен навык. Со временем вы поймете, что выступать – не страшно, а очень даже приятно и интересно. Доверяйте своему тренеру: если он выпустил вас выступать, значит, считает, что вы справитесь, и бояться вам не нужно.
- Будьте доброжелательны. Спокойно и терпимо относитесь к промахам и недостаткам других: тогда ваши собственные недостатки перестанут замечать, а значит и не придется их стесняться.
До встречи на паркете!
Рубрика подготовлена